Eurozone: Regaining growth momentum
09.27.2021

The economic sentiment in the Eurozone is reaching new heights, suggesting the long-awaited recovery is finally gathering speed. But risks remain, including the spread of COVID-19 variants leading to new restrictions, and scarce input factors for the European industry.

Growth is gathering speed

The major early economic indicators for the Eurozone have reported values unseen in years, if not decades. The Purchasing Managers’ Index for June indicated that the Eurozone grew at the fastest rate in the last 15 years. This is due to two developments. First, the export-oriented manufacturing sector benefitted from booming world trade. Second, the Eurozone’s services sectors have recovered strongly—the tourism and travel sectors have especially seen a sharp increase in sentiment since May, with travel restrictions easing in Europe. This is welcome news for the southern European countries, which rely heavily on tourism. In Spain, for example, tourism contributes almost 12% to Spanish GDP. 

рост ес.png

For the first time since March 2020, consumer sentiment exceeded its long-term average in April 2021 and continued to increase strongly in May and June, buoyed by the general easing of containment measures that began in May. This indicates that the fear that the crisis would have long-lasting negative effects and result in consumer hesitancy seems to have not materialized. At a country level, however, declining consumer confidence in Spain and Portugal underlines that newly rising infection rates caused by the spread of the Delta variant might put a break on the recovery of consumer spending in the upcoming months.

рост ес1.png

The overall outlook for the European economy is therefore positive, barring a drop of bitterness. The manufacturing industry is struggling with scarce input factors, especially semiconductors, which is holding back production. The production of the German car industry, for example, fell by 13% in June from May, after a steep 20% fall in May. Compared to last autumn, German car production has halved. Also, other industrial raw materials experienced strong price increases in recent months—the price of tin, for example, exceeded its 10-year high in May, driven by an increased demand for electronics during the pandemic. While most of these changes are assumed to be temporary, continued bottlenecks could become a drag on the recovery.

EU recovery fund: State of play and likely impact

Further economic stimulus will come from the European recovery fund, which is about to release its first tranche of money. The €750 billion fund, based on joint debt, was established a year ago to help EU member states recover from the COVID-19 recession and make European economies greener and more digital.

Member states submitted plans to the European Commission outlining how they would use their shares of the fund and which economic reforms they commit to implement. By mid-July, 12 countries—including the biggest Eurozone countries of Germany, France, Italy, and Spain—received the green light for their plans, and the fund money is likely to flow from summer onward. The remaining EU countries are likely to receive approval for their plans over summer, although there are disagreements over Hungary’s recovery plan.

The fund consists in equal parts of grants and loans; 70% is to be spent in 2021 and 2022, the rest in 2023. Southern European countries, which were severely hit by the COVID-19 crisis, will receive more fund money than their less affected counterparts. For instance, Italy and Spain will receive close to €70 billion of grant money each. The European Union expects that the program will lift European GDP by 1.2% in 2021 and 2022.9 Taking a longer perspective, Standard & Poor’s estimates that the effects will be somewhere between 1.5% and 4.1% of GDP until 2026. At a country level, the fund is likely to have the biggest impact on Greece and Bulgaria—in a positive scenario, their GDP could increase by up to 18% until 2026. The growth for Spain is likely to lie somewhere between 3% and 10%, and for Italy, between 1.9% and 6.5%.

Inflation is a risk, but mainly in the long run

A side effect of the recovery underway is a rise in inflation. In the Eurozone, the inflation rate in June stood at 1.9%; in Germany it was higher, at 2.3%. This is hardly runaway inflation, but is a significant change, nevertheless. The last time the Eurozone’s inflation rate was above the European Central Bank’s (ECB’s) 2% threshold was in 2012; deflation has been the biggest worry for monetary policymakers for the most part of the last decade.

However, this does not necessarily signal a shift to a permanently higher level of inflation. First, current developments appear to be mostly driven by temporary factors. Energy prices especially have increased substantially in recent months and a sudden yet temporary release of pent-up demand from consumers in the upcoming months could further push prices higher due to capacity constraints. 

рост ес2.png

Second, market and company expectations suggest that inflation will remain within the boundaries set by the ECB. The ECB survey of professional forecasters shows that they expect inflation in 2021 to be slightly lower than 2%, and expect similar levels to hold for the next two to five years. Also the corporate sector does not seem to be overly worried about inflation. The latest Deloitte European CFO Survey showed that only 16% CFOs expected inflation to exceed 2% in the next 12 months. So, while higher inflation for the rest of the year is likely, especially given strong consumer demand and rising prices of raw materials, the recovery alone will be unlikely to shift inflation upward permanently.

Nevertheless, structural factors might increase inflation pressures in the long run. Demographic changes will result in a substantial shrinking of the Eurozone’s workforce in the 2020s: The European Commission expects the workforce to shrink by 10 million people by the end of the decade and by almost 40 million by the end of 2050. Shortages in the labor market could result in a higher bargaining power of employees, higher wages, and, finally, a higher level of inflation. In that sense, inflation might become a risk in the long run, but for reasons unrelated to the current recovery and the COVID-19 crisis.

Outlook

After a disappointing first quarter and a difficult second one, the Eurozone is moving toward a robust bounce-back. We expect a growth rate of 4% in 2021 in its baseline scenario, which would be the highest since the Eurozone’s inception. However, while an even stronger consumer boom, driven by accumulated savings, is a clear upside scenario, risk factors persist. The Delta variant of the coronavirus has spread in Europe, especially in the Netherlands and Spain, where some restrictions had to be reintroduced. If rising infection rates lead to a new round of lockdowns and new travel restrictions, the Eurozone’s growth prospects would fade substantially. Also, continued shortages of semiconductors and other inputs pose a risk. Despite these factors, the economic situation and the outlook for the Eurozone look better than at any time during the COVID-19 crisis.

Release date
08.03.2021
Analytics on topic
Report
09.01.2021
Report
09.01.2021
Lloyd’s List Half-Year Outlook

The half-year health check on the state of the maritime markets finds shipowners in a better place than they anticipated 12 months ago. While tankers will have to wait for a meaningful vaccine-led recovery, box and bulk are booming.

Source: Lloyd's Loading List
Article
06.26.2020
China–EU shippers turn to rail after ocean capacity cuts
Exporters of Chinese goods to Europe are scrambling to shift cargo shipments from ocean to the China—Europe rail land bridge, as ship slots become scarcer due to capacity cancelations from container lines in response to the coronavirus disease 2019 (COVID-19).
Source: JOC.com

Еврозона: восстановление темпов роста
27.09.2021

Экономические настроения в еврозоне показывают улучшение — долгожданное восстановление набирает обороты. Но риски сохраняются: распространение вариаций COVID-19 может привести к новым ограничениям, а проблемы с поставками ресурсов для промпроизводства могут продолжиться.

Рост набирает обороты

Основные опережающие экономические индикаторы еврозоны показали значения, невиданные годами, если не десятилетиями. Индекс менеджеров по закупкаdeм за июнь показал, что экономика еврозоны росла самыми высокими темпами за последние 15 лет. Это связано с двумя факторами. Во-первых, ориентированный на экспорт производственный сектор выиграл от быстрого роста мировой торговли. Во-вторых, сектор услуг еврозоны показал уверенное восстановление — особенно туризм и индустрия путешествий, уровень настроения в которых резко улучшился с мая вместе с ослаблением ограничений в Европе. Это приятная новость для стран Южной Европы, которые сильно зависят от туризма. В Испании, например, на туризм приходится почти 12% ВВП страны. 

рост ес.png

Впервые с марта 2020 года потребительские настроения превысили свое долгосрочное среднее значение в апреле 2021 года и продолжили уверенный рост в мае и июне, чему способствовало общее ослабление антиковидных мер, начавшееся в мае. Таким образом, опасения, что кризис будет иметь долгосрочные негативные последствия для потребительских настроений, по-видимому, не материализовались. На страновом уровне, однако, снижение индекса потребительского доверия в Испании и Португалии указывает на то, что прирост числа заболевших, вызванный распространением штамма «дельта», может помешать восстановлению потребительского спроса в ближайшие месяцы.

рост ес1.png 

Таким образом, в целом прогноз для европейской экономики положителен, если не считать некоторых негативных моментов. Обрабатывающая промышленность сталкивается со сбоями в поставках ресурсов, особенно полупроводников. Например, производство в автомобильной промышленности Германии упало на 13% в июне по сравнению с маем после резкого спада в мае, составившего 20%. По сравнению с прошлой осенью производство автомобилей в Германии сократилось вдвое. Кроме того, в последние месяцы резко выросли цены и на другие сырьевые товары. Например, цена на олово превысила десятилетний максимум в мае, что было вызвано повышенным спросом на электронику во время пандемии. Предполагается, что большинство этих проблем являются временными. Однако сохранение «узких мест» может стать тормозом для восстановления.

Фонд восстановления ЕС: состояние дел и ожидаемое влияние

Как ожидается, дальнейшие экономические стимулы для восстановления предоставит Фонд восстановления ЕС, который в скором времени проведет первый денежный транш. Сформированный на основе общих заемных средств фонд в размере 750 млрд евро призван помочь государствам — членам ЕС оправиться от рецессии, вызванной COVID-19, а также сделать европейские экономики более экологичными и цифровыми.

Государства-члены представили в Европейскую комиссию планы с описанием того, как они будут использовать свои доли в Фонде и какие экономические реформы они обязуются осуществить. К середине июля 12 стран, включая крупнейшие страны еврозоны — Германию, Францию, Италию и Испанию, получили зеленый свет для своих планов, и деньги фонда, скорее всего, начнут поступать уже в ближайшее время. Остальные страны ЕС, скорее всего, получат одобрение своих планов до конца лета, хотя по поводу плана Венгрии имеются разногласия.

Фонд состоит из грантовой и заемной частей в равных пропорциях. Порядка 70% средств планируется потратить в 2021 и 2022 годах, остальное — в 2023 году. Страны Южной Европы, серьезно пострадавшие от COVID-19, получат больше денежных средств, чем их менее пострадавшие соседи. Например, Италия и Испания получат около 70 млрд грантов каждая. Европейский союз ожидает, что программа увеличит европейский ВВП на 1,2% в 2021 и 2022 годах. В более долгосрочной перспективе, по оценкам Standard & Poor's, эффект составит где-то между 1,5% и 4,1% ВВП до 2026 года. На уровне стран деньги Фонда, вероятно, окажут наибольшее влияние на Грецию и Болгарию: при положительном сценарии их ВВП может вырасти на 18% до 2026 года. Прирост в Испании может составить от 3 до 10% ВВП, а в Италии — от 1,9% до 6,5%.

Инфляция — это риск, но в основном в долгосрочной перспективе

Побочным эффектом начавшегося восстановления является рост инфляции. В еврозоне уровень инфляции в июне составил 1,9%; в Германии он был выше — 2,3%. Это, конечно, еще не безудержная инфляция, но тем не менее —существенное изменение. В последний раз уровень инфляции в еврозоне превышал двухпроцентный порог Европейского центрального банка (ЕЦБ) в 2012 году. На протяжении большей части последнего десятилетия наибольшую обеспокоенность директивных органов в сфере денежно-кредитной политики вызывала дефляция.

Однако это не обязательно означает переход к более высокому уровню инфляции в долгосрочной перспективе. Во-первых, текущие события, по-видимому, в основном обусловлены временными факторами. Так, цены на энергоносители особенно существенно выросли в последние месяцы, и внезапное, хотя и временное, высвобождение отложенного потребительского спроса в ближайшие месяцы может привести к дальнейшему росту цен из-за ограниченных мощностей. 

рост ес2.png

Во-вторых, ожидания рынка и компаний позволяют предположить, что инфляция останется в пределах, установленных ЕЦБ. Согласно опросу ЕЦБ, аналитики ожидают, что в 2021 году инфляция будет немного ниже 2% и аналогичные уровни сохранятся в течение следующих двух-пяти лет. Корпоративный сектор, по-видимому, тоже не слишком обеспокоен инфляцией. Последний опрос финансовых директоров в Европе, проведенный Deloitte, показал, что только 16% финансовых директоров ожидают, что инфляция превысит 2% в следующие 12 месяцев. Таким образом, хотя более высокая инфляция в оставшуюся часть года и вероятна, особенно с учетом высокого потребительского спроса и роста цен на сырье, но одно лишь восстановление вряд ли приведет к стойкому закреплению инфляции на повышенном уровне.

Однако структурные факторы могут усилить инфляционное давление в долгосрочной перспективе. Демографические изменения приведут к значительному сокращению рабочей силы еврозоны в 2020-х годах: Европейская комиссия ожидает, что численность рабочей силы сократится на 10 млн человек к концу десятилетия и почти на 40 млн к концу 2050 года. Дефицит на рынке труда может привести к усилению переговорной позиции сотрудников, а следовательно, к более высоким заработным платам и, наконец, к более высокому уровню инфляции. В этом смысле инфляция может стать риском в долгосрочной перспективе, но по причинам, не связанным с текущим восстановлением и коронакризисом.

Перспективы

После разочаровывающего первого квартала и трудного второго квартала еврозона движется к уверенному восстановлению. Deloitte ожидает, что в 2021 году в базовом сценарии темпы прироста составят 4%, что станет самым высоким показателем с момента создания еврозоны. При этом даже при сильном потребительском спросе, вызванном накопленными сбережениями, то есть в однозначно положительном сценарии, факторы риска сохраняются. «Дельта»-штамм коронавируса, распространившийся в Европе, особенно в Нидерландах и Испании, вызвал новую волну ограничений. Если рост показателей инфицирования приведет к новым локдаунам и ограничениям на поездки, перспективы роста еврозоны значительно ухудшатся. Постоянная нехватка полупроводников и других материалов также представляет собой риск. Однако несмотря на эти факторы, экономическая ситуация и перспективы еврозоны выглядят лучше, чем когда-либо за весь период коронакризиса.

Оригинальная версия статьи доступна на английском языке.

Дата выхода
03.08.2021
Источник
Аналитика на тему
Обзор
21.11.2018
Обзор
21.11.2018
Создание железных дорог будущего
Более 65 представителей национальных международных организаций, неправительственных организаций и частного сектора в ходе заседания Рабочей группы по железнодорожному транспорту обсудили роль инноваций в железнодорожном секторе и передовую практику.
Источник: United Nations Economic Commission for Europe (UNECE)
Статья
05.08.2020
Железнодорожные перевозки укрепляют сотрудничество ЕС и Китая в условиях пандемии
В условиях пандемии COVID-19 грузовые железнодорожные перевозки играют решающую роль в противоэпидемической борьбе Европы. Кроме того, стабильная работа железнодорожного сообщения между Китаем и Европой дала некоторый толчок для восстановления экономик на евразийском континенте путём стабилизации торговли и цепочек поставок. Ожидается, что железнодорожные перевозки будут занимать одно из центральных мест в постпандемическую эпоху.