Contrasting rail freight trends between China and Europe

12.27.2023

The China-Europe rail freight market is undergoing a major transformation, with the notable emergence of the Middle Corridor, despite significant operating constraints.

In 2023, in light of geopolitical uncertainties and a gloomy global economy, freight volumes on the new Silk Road Corridor via Russia («Northern Corridor») keep falling. At the same time, shipments via the Trans-Caspian trade corridor ("Middle Corridor")- bypassing Russia— started to burgeon.

The Northern Corridor

In contrast to the fluctuations recorded in 2022, rail freight volumes remained relatively stable in 2023. By the 3rd quarter of 2023, volumes were 44% below the 2022 level in the eastbound direction (to China), and down 51% in the opposite direction. Besides the geopolitical uncertainties and collapse in ocean freight rates, the global slump in consumer electronic goods in particular, also took a toll on the westbound demand (to Europe).

In the meantime, the exponential development of the China-Russia trade has led to a boom in shipments on this route. On the Northern Corridor, China-Russia trade has now overtaken China-EU trade as the dominant source of volumes for the China Railway Express.

Amid the downturn of the rail freight market between China and the EU, the non-electronic consumer products have appeared to be more resilient. This is particularly true of products that can be linked to the post-pandemic resumption of social activities, such as the cosmetics and fashion industry, like textile and leather products.

Among the top commodities Westbound, plastics goods appeared more resilient and showed better signs of recovery. For example, plastic goods in September 2023 had already reached the pre-Russia-Ukraine conflict level (2021), though less than 2022’s volume.

Passenger vehicles are another consumer product that saw positive growth in 2023. Particularly as rail transport to China of vehicles manufactured in Europe (mainly in Germany) has resumed, after having ceased completely in 2022. Efforts have been made to restore shippers’ confidence.

The Development of the Middle Corridor

In contrast to the Northern Corridor, the Middle Corridor recorded favorable results this year. In the first half of 2023, it reported a 77% increase in tonnage, reaching 1.3 million tons. This dynamism can be observed in the surging throughput in the Port of Constanta in Romania since the fourth quarter of 2022, this port being the main entry point to the EU for the current Middle Corridor — from Poti in Georgia. Meanwhile, volumes on the Northern Corridor in tonnage have dropped by 56%. As a result, the gap between the two routes is narrowing. In the first half of 2023, volumes on the Middle Corridor represented around 18% of those on the Northern Corridor compared with just 6% in 2022.

However, the future of the Middle Corridor still faces several challenges: long lead times (50-60 days), higher costs due to the multimodal nature of the route which induces load breaks, and additional administrative costs due to the greater number of countries crossed compared to the Main Route. As an outcome, despite bypassing Russia being an attractive option, this rail corridor does not offer significant advantages when competing with sea transport between Asia and Europe, given current operating conditions.

Outlook for the future

Looking forward, there is no doubt that geopolitical considerations will continue to create uncertainty in this market. For example, the new EU sanction package aimed at cracking down on the shipping of dual-use products via Russia has added additional compliance costs. At the same time, the rail freight between China and the EU is adapting to the collapse in ocean freight rates and the long-drawn-out conflict in Ukraine.

The positive demand on the Northern Corridor is likely to continue to be generated by the service consumption driven economy in both China and the EU.

As for the development of the Middle Corridor, the interest shown by both the Chinese and European governments could drive the infrastructure improvement and shipping facilitation. In China’s Belt and Road Initiative Summit in October, the Chinese government, for the first time, formally announced the development of the Middle Corridor. Since the outbreak of conflict, China and the EU have not shown the same degree of interest in developing the Middle Corridor. Europe is obviously more eager to tap into the Middle Corridor, which bypasses Russia.

Analytics on topic
Article
05.31.2024
Infrastructure in Eurasia. May 2024

Investment projects, cooperation, trends and forecasts of industry infrastructure in the Eurasian region

Article
05.31.2024
Strengthening rail connectivity between South-East Asia and North and Central Asia

Strengthening the rail network between the two sub-regions is becoming a more and more urgent issue

Разнонаправленные тенденции в сфере железнодорожных грузоперевозок между Китаем и Европой

27.12.2023

Рынок железнодорожных перевозок Китай-Европа претерпевает серьезные изменения, в частности, несмотря на значительные операционные ограничения, заметно становление Среднего коридора.

В 2023 году, в свете геополитической неопределенности и неоднозначного состояния мировой экономики, объемы перевозок по Северному коридору через Россию продолжают снижаться. В то же время поставки по Среднему коридору — в обход России — начали увеличиваться.

Северный коридор

В отличие от колебаний, зафиксированных в 2022 году, объемы железнодорожных перевозок в 2023 году оставались относительно стабильными. К третьему кварталу 2023 года объемы были на 44% ниже уровня 2022 года в восточном направлении (в Китай) и снизились на 51% в обратном направлении. Помимо геополитической неопределенности и обвала ставок на морские перевозки, глобальный спад цен на потребительские электронные товары, в частности, также сказался на спросе на западном направлении (в Европу).

Тем временем экспоненциальное развитие торговли между Китаем и Россией привело к буму поставок по этому маршруту. Что касается Северного коридора, торговля между Китаем и Россией в настоящее время обогнала торговлю между Китаем и ЕС в качестве доминирующего источника объемов для China Railway Express.

На фоне спада на рынке железнодорожных грузоперевозок между Китаем и ЕС пластмассовые изделия оказались более устойчивыми и продемонстрировали лучшие признаки восстановления. Например, в сентябре 2023 года производство пластмассовых изделий уже достигло уровня, существовавшего до российско-украинского конфликта (2021 год), хотя и меньше объема 2022 года.

Пассажирские транспортные средства — еще один потребительский продукт, который продемонстрировал положительный рост в 2023 году. Особенно в связи с возобновлением железнодорожных перевозок в Китай транспортных средств, произведенных в Европе (главным образом в Германии), после полного прекращения в 2022 году.

Развитие Среднего коридора

В отличие от Северного коридора, Средний коридор в 2023 году показал благоприятные результаты. В первой половине 2023 года грузопоток увеличился на 77%, достигнув 1,3 млн тонн. Этот рост можно обосновать растущей пропускной способности порта Констанца в Румынии с четвертого квартала 2022 года, поскольку этот порт является основным пунктом въезда в ЕС для текущего Среднего коридора — из Поти в Грузии. Между тем, объемы перевозок по Северному коридору упали на 56%. В результате разрыв между двумя маршрутами сокращается. В первой половине 2023 года объемы перевозок по Среднему коридору составляли около 18% от объемов перевозок по Северному коридору по сравнению всего с 6% в 2022 году.

Однако будущее Среднего коридора по-прежнему сталкивается с рядом проблем: длительные сроки выполнения заказа (50-60 дней), более высокие затраты из-за мультимодального характера маршрута, что приводит к перерывам в загрузке, и дополнительные административные расходы из-за большего количества пересекаемых стран по сравнению с основным маршрутом. В результате несмотря на то, что обход России является привлекательным вариантом, этот железнодорожный коридор не дает существенных преимуществ в конкуренции с морскими перевозками между Азией и Европой, учитывая текущие условия эксплуатации.

Перспективы на будущее

Забегая вперед, можно сказать, что геополитические соображения будут продолжать создавать неопределенность на этом рынке. Например, новый пакет санкций ЕС, направленный на ограничение поставок продукции двойного назначения через Россию, привел к дополнительным расходам на соблюдение требований. В то же время железнодорожные перевозки между Китаем и ЕС адаптируются к падению тарифов на морские перевозки и затянувшемся конфликте на Украине.

Положительный спрос на Северный коридор, вероятно, продолжит формироваться за счет экономики, ориентированной на потребление услуг, как в Китае, так и в ЕС.

Что касается развития Среднего коридора, интерес, проявленный как китайским, так и европейским правительствами, может способствовать улучшению инфраструктуры и упрощению судоходства. На саммите китайской инициативы «Пояс и путь» в октябре китайское правительство впервые официально объявило о развитии Среднего коридора. С начала конфликта Китай и ЕС не проявляли прежней заинтересованности в развитии Срединного коридора. Очевидно, что Европа больше стремится воспользоваться Срединным коридором, который проходит в обход России.

Оригинал статьи доступен на английском языке.


Аналитика на тему
Статья
08.12.2020
Евразийский железнодорожный прорыв

Значительный рост объёма транзитных железнодорожных перевозок из Китая в Европу, достигнутый за последние годы, положительно сказался на развитии российской транспортной системы. Для России реализация транспортно-транзитного потенциала — не просто способ увеличения доходов экономических субъектов, бюджета, населения, но важная геополитическая задача

Статья
05.08.2020
Железнодорожные перевозки укрепляют сотрудничество ЕС и Китая в условиях пандемии
В условиях пандемии COVID-19 грузовые железнодорожные перевозки играют решающую роль в противоэпидемической борьбе Европы. Кроме того, стабильная работа железнодорожного сообщения между Китаем и Европой дала некоторый толчок для восстановления экономик на евразийском континенте путём стабилизации торговли и цепочек поставок. Ожидается, что железнодорожные перевозки будут занимать одно из центральных мест в постпандемическую эпоху.