China-Italy Trade: Beyond the Belt and Road Initiative

06.27.2024

After a 5-year trial, Italy has decided to withdraw from the Chinese Belt and Road Initiative and is seeking to further develop the bilateral relationship outside of this framework

As the only G7 country in the Belt and Road Initiative (BRI), both Italy’s decision to join in 2019 and leave in 2023 communicated significant political messages.

2019-2023: China-Italy relations during the BRI

When comparing 2019 to 2023, Chinese exports to Italy grew by 50%, and Italian exports to China rose by 48%. The growth rate in both directions significantly outperformed China’s trade with the EU as a whole, as well as with France and Germany individually.

To start with, the sudden surge of infections in China in the first few months following the re-opening resulted in a drastic growth in Italian pharmaceutical exports to China in the first quarter of 2023. Secondly, the products Italy exports were well suited to Chinese demand after the reopening.

Chinese Investment in Italy

The BRI has often been associated with gigantic Chinese investment projects, especially in infrastructure. The two ports highlighted in the 2019 Memorandum of Understanding (MoU) — Port of Trieste and Port of Genoa — have seen mixed results. In the case of Trieste, the throughput linked to China has been declining after the initial increase in 2019. For Genoa, after record highs in volumes for 2021 and 2022, volumes in 2023 were back to the level of those of 2018. Research suggests complex administrative and political factors behind the limited tangible Chinese engagement in these two ports.

In spite of not having generated as many large Chinese investment projects as some of its neighbours, Italy has nevertheless attracted two major Chinese automakers, GAC and Geely, who have located their European design centres in Italy (Milan) and project further localisations.

2024 and beyond: In the Post-BRI era

It may be too early to be able to evaluate the impact of the Italian withdrawal from BRI, but the transition seems to have been rather uneventful. Italy hopes to carry on developing economic relations with China.

Italian Imports from China

The warming up of European demand for Asian products, possibly driven by re-stocking in retail, could contribute to a surge in Chinese exports of consumer goods to the Italian market. Chinese new export orders entered expansion again after 9 months of contraction.

Furthermore, the current drivers of Chinese exports, EVs and solar panels, are expected to continue expanding in European markets, including Italy. In 2023, despite Chinese exports to Italy falling by 18% globally, the two sectors grew by 69% and 28% respectively.

Italian Exports to China

The surge in exports recorded in 2023 is unlikely to be repeated in 2024, since it took place in the particular context of the end of the Zero-Covid policy in China. However, Italian consumer products, and food and beverage industries may continue to benefit from a stable luxury market and strong service consumption in China.

At the same time, there are questions about China’s reactions to the EU’s regulations and its investigations into Chinese products, and the impact this will have on Italian exports.

It should be noted that luxury products, based on recent history, seem to be relatively resilient to geopolitical upheavals. For example, despite being caught in the crossfire of geopolitical tensions in 2019, the sale of luxury goods in China continued to grow that year.

Finally, while seeking to maintain a strategic partnership with China outside of the BRI framework, under the current government Italy has been actively expanding its presence in the Indo-Pacific region, as other major European countries have been doing. The country especially aims to foster closer state relations with Japan and India, both economically and politically. But the desire for cooperation at a state level is going to take time to be translated into concrete commercial exchanges.

Analytics on topic
Report
09.03.2020
Report
09.03.2020
China Economic Quarterly Q1 2020

The PwC’s Quarterly Review describes the state of the Chinese economy during the most challenging phase of pandemic-related constraints. The research focuses on the state of the private sector of the economy, the country’s exports and imports, and employment.

Report
02.15.2022
Report
02.15.2022
Trade and development 2021

UNCTAD report on the difficult search for optimal macroeconomic policy in the post-COVID world

Торговые отношения Китая и Италии вне инициативы «Один пояс, один путь»

27.06.2024

После 5-летнего судебного разбирательства Италия решила выйти из китайской инициативы «Один пояс, один путь» и стремится к дальнейшему развитию двусторонних отношений вне этих рамок

Как единственная страна из G7, участвующая в инициативе «Один пояс, один путь» (ОПОП), решение Италии присоединиться к ней в 2019 году и выйти из нее в 2023 году стало важным политическим сигналом.

2019–2023: китайско-итальянские отношения в период реализации инициативы

Если сравнивать 2019 год с 2023 годом, то китайский экспорт в Италию вырос на 50%, а итальянский экспорт в Китай — на 48%. Темпы роста в обоих направлениях значительно превзошли показатели торговли Китая с ЕС в целом, а также с Францией и Германией в отдельности.

Во-первых, внезапный рост заболеваемости коронавирусом в Китае в первые несколько месяцев после возобновления работы привел к резкому росту экспорта итальянской фармацевтической продукции в Китай в первом квартале 2023 года. Во-вторых, продукция, экспортируемая Италией, после возобновления работы хорошо соответствовала китайскому спросу.

Китайские инвестиции в Италию

ОПОП часто ассоциируется со значительными китайскими инвестиционными проектами, особенно в сфере инфраструктуры. Два порта, упомянутые в Меморандуме о взаимопонимании от 2019 года — порт Триест и порт Генуя — показали неоднозначные результаты. В случае с Триестом пропускная способность, связанная с Китаем, снижается после первоначального увеличения в 2019 году. Что касается Генуи, то после рекордно высоких объемов в 2021 и 2022 годах объемы в 2023 году вернулись к показателям 2018 года. Исследования показывают, что ограниченное присутствие Китая в этих двух портах обусловлено сложными административными и политическими факторами.

Несмотря на то, что в Италии реализовано не так много крупных китайских инвестиционных проектов, как в некоторых соседних странах, Италия, тем не менее, привлекла двух крупнейших китайских автопроизводителей, GAC и Geely, которые разместили свои европейские дизайнерские центры в Италии и планируют дальнейшую локализацию.

2024 год: Выход Италии из ОПОП

Возможно, еще слишком рано оценивать последствия выхода Италии из инициативы, но переходный период, похоже, прошел довольно спокойно. Италия надеется и дальше развивать экономические отношения с Китаем.

Итальянский импорт из Китая

Повышение спроса в Европе на азиатские товары, возможно, вызванное пополнением розничных запасов, может способствовать увеличению китайского экспорта потребительских товаров на итальянский рынок. Новые экспортные заказы в Китае снова увеличились после 9 месяцев сокращения.

Кроме того, ожидается, что основные факторы китайского экспорта — электромобили и солнечные панели — продолжат расширяться на европейских рынках, включая Италию. В 2023 году, несмотря на сокращение китайского экспорта в Италию на 18% по всему миру, эти два сектора выросли на 69% и 28% соответственно.

Итальянский экспорт в Китай

Резкий рост экспорта, зафиксированный в 2023 году, вряд ли повторится в 2024 году, поскольку он произошел в особом контексте прекращения политики борьбы с Covid в Китае. Однако итальянские потребительские товары, а также пищевая промышленность и производство напитков могут по-прежнему получать выгоду от стабильного рынка предметов роскоши и высокого уровня потребления услуг в Китае.

В то же время возникают вопросы о реакции Китая на правила ЕС и проводимые им расследования в отношении китайских товаров, а также о влиянии, которое это окажет на итальянский экспорт.

Следует отметить, что товары класса люкс, судя по недавней истории, относительно устойчивы к геополитическим потрясениям. Например, несмотря на то, что в 2019 году они попали под перекрестный огонь геополитической напряженности, продажи предметов роскоши в Китае в этом году продолжали расти.

Наконец, стремясь поддерживать стратегическое партнерство с Китаем вне рамок инициативы «Один пояс — один путь», Италия при нынешнем правительстве активно расширяет свое присутствие в Индо-Тихоокеанском регионе, как это делают другие крупные европейские страны. Страна особенно стремится к установлению более тесных государственных отношений с Японией и Индией, как в экономическом, так и в политическом плане. Но для того, чтобы стремление к сотрудничеству на государственном уровне воплотилось в конкретные коммерческие обмены, потребуется время.

Оригинал статьи доступен на английском языке.

Аналитика на тему
Статья
17.05.2022
Как продвигается инициатива Китая «Один пояс, один путь»

С момента провозглашения китайской инициативы «Один пояс, один путь» в 2013 году ее смелое видение стало самым важным глобальным экономическим и внешнеполитическим инструментом Китая.

Статья
05.08.2020
Железнодорожные перевозки укрепляют сотрудничество ЕС и Китая в условиях пандемии
В условиях пандемии COVID-19 грузовые железнодорожные перевозки играют решающую роль в противоэпидемической борьбе Европы. Кроме того, стабильная работа железнодорожного сообщения между Китаем и Европой дала некоторый толчок для восстановления экономик на евразийском континенте путём стабилизации торговли и цепочек поставок. Ожидается, что железнодорожные перевозки будут занимать одно из центральных мест в постпандемическую эпоху.