Comprehensive Investment Agreement One Year Later: View from European Capitals

09.08.2022

The policy brief titled "Comprehensive Investment Agreement One Year Later: View from European Capitals" seeks to clarify the prospects for an "unfreezing" of the EU-China investment agreement based on current developments in the European Union.

30 December 2021 marked one year since the successful negotiations between the EU and China on a major investment deal, the Comprehensive Investment Agreement (CIA). However, over the past year this agreement has not been ratified or implemented. In the spring of 2021, increased tensions between the EU and China led to the freezing of the CIA.

Such deadlock is not due to the ad hoc politicization of the EU-China economic relations, but is largely a consequence of the EU’s domestic and foreign policy dynamics. The reasons why the EU and its member states are not pushing to break the deadlock lie firstly in substantive characteristics of the document; secondly, in changes in the Franco-German tandem and the EU’s attempt to demonstrate a more value-oriented foreign policy to strengthen the transatlantic partnership; thirdly, in the lack of solidarity within the EU regarding China.

I. Specifics of CIA and Criticism

The specifics of the CIA are that it deals only with investments, not trade issues. Two aspects can be said to be closely linked: the majority of European FDI in China is in the export-oriented production sector. The CIA uniqueness is that, compared to most international investment treaties, which focus mainly on investment protection mechanisms and investor-state dispute settlement, the EU-China agreement covers issues of increasing investor market access, prohibiting forced technology transfer, increasing transparency in economic governance and reducing discrimination by state authorities.

II. Positions of the EU Institutions and Member States regarding CIA to Date

Discussions in the EU and member states on prospects for the agreement and the EU relations with China in general demonstrates that European leaders are unlikely to find the resources to ratify the agreement in the short term. Over the past year there has been an intensification of the anti-Chinese policy of the EU and national capitals in view of the reanimation of transatlantic relationship with the accession of Biden to the US presidency and changes in the Franco-German tandem.

III. Lack of Solidarity with China among Member States

The EU’s lack of solidarity over relations with China and the polarization of debates thereon complicate the fate of the CIA. There are many more opponents outside the Franco-German tandem in European capitals. In addition, as already noted, Italy, Belgium, Spain, and Poland felt «ignored», Belgium and the Netherlands criticized the CIA in terms of their obligations to protect labor rights.

Thus, we can conclude that the situation with the «freezing» of the CIA will not change in the short term.

Analytics on topic
Interview
03.11.2022
Interview
03.11.2022
Interview with Bonnie Zhu for the ERAI portal

Interview with the co-founder and CEO of the Chinese logistics company Neptune Logistics Group Bonnie Zhu for the ERAI portal.

Article
04.07.2022
What is the situation for China-Europe rail freight subsidies in 2022?

The success of China-Europe rail freight raises the question of its subsidy policy. In 2022, an adjustment seems more likely than an outright end to subsidies.

Всеобъемлющее инвестиционное соглашение год спустя: взгляд из европейских столиц

08.09.2022

В аналитической записке «Всеобъемлющее инвестиционное соглашение год спустя: взгляд из европейских столиц» предпринята попытка выяснить перспективы «разморозки» инвестиционного соглашения между ЕС и Китаем, исходя из текущей динамики развития Европейского союза.

30 декабря 2021 г. исполнился год с момента успешного завершения переговоров между Европейским союзом и Китайской Народной Республикой о подписании крупнейшей инвестиционной сделки — Всеобъемлющего инвестиционного соглашения (ВСИ). Однако за прошедший год соглашение не было ратифицировано и имплементировано. Весной 2021 г. возросшее напряжение между Европейским союзом и Китайской Народной Республикой повлекло за собой «заморозку» ВСИ.

Тупик, сложившийся вокруг соглашения, объясняется не ситуативной политизацией китайско-европейских экономических отношений, а во многом является следствием внутриполитической и внешнеполитической динамики ЕС. Причины, почему Европейский союз и его страны-члены не форсируют выход из тупика, кроются, во-первых, в содержательных характеристиках документа; во-вторых, в изменениях во франко-германском тандеме и попытке ЕС продемонстрировать более ценностно-ориентированную внешнюю политику для укрепления трансатлантического партнерства; в-третьих, в отсутствии солидарности внутри ЕС относительно Китая.

I. Специфика ВСИ и его основная критика

Специфика ВСИ заключается в том, что договор касается только инвестиций, но не затрагивает вопросы торговли. Можно сказать, что оба аспекта тесно взаимосвязаны: большинство европейских ПИИ в Китае направлены в экспортно-ориентированный производственный сектор. А уникальность ВСИ состоит в том, что на фоне большинства международных инвестиционных договоров, сконцентрированных, в основном, на механизмах защиты инвестиций и механизмах урегулирования споров между инвесторами и государством, соглашение между ЕС и Китаем охватывает вопросы расширения доступа инвесторов на рынок, запрета принудительного трансфера технологий, повышения прозрачности экономического управления и снижения дискриминации со стороны государственных органов.

II. Позиции институтов ЕС и стран-членов относительно ВСИ на сегодняшний день

Содержание дискуссий в ЕС и странах-членах относительно перспектив соглашения и отношений ЕС с Китаем в целом демонстрирует, что европейские лидеры вряд ли смогут найти ресурсы для ратификации соглашения в краткосрочной перспективе. За прошедший год наблюдается интенсификация антикитайского курса ЕС и национальных столиц ввиду реанимации трансатлантических отношений вместе с приходом Байдена на пост президента США и изменениях во франко-германском тандеме.

III. Отсутствие солидарности относительно Китая среди стран-членов 

Дальнейшую судьбу ВСИ осложняет отсутствие солидарности в ЕС по поводу отношений с Китаем и поляризация дебатов в этом вопросе. Оппонентов за пределами франко-германского тандема у ВСИ в европейских столицах гораздо больше. Помимо того, что, как уже было отмечено, Италия, Бельгия, Испания и Польша почувствовали себя «проигнорированными», Бельгия и Нидерланды раскритиковали ВСИ с точки зрения обязательств в отношении защиты трудовых прав.

Таким образом, можно сделать вывод, что ситуация с «заморозкой» ВСИ не изменится в краткосрочной перспективе.

Аналитика на тему
Статья
08.06.2021
Железнодорожные ассоциации Европы выступают за продление Года железных дорог

Сообщество европейских железнодорожных и инфраструктурных компаний (CER), Европейская ассоциация операторов железнодорожной инфраструктуры (EIM) и Европейская ассоциация железнодорожной промышленности (UNIFE) призвали продлить Год железных дорог в ЕС.

Статья
23.06.2022
Аналитическая справка и статистические данные по внешней торговле России и Китая по итогам первого квартала 2022 года

Главное таможенное управление (ГТУ) КНР подвело итоги российско-китайской торговли в первом квартале 2022 года.

Источник: Торговое представительство Российской Федерации в Китайской Народной Республике