European Automotive Industry: Current State, Risks and Prospects of Modal Shift

01.31.2022

How has the pandemic affected the European automotive industry and what awaits the industry in 2022?

The coronavirus crisis and its impact on EU car manufacturers 

The automotive industry is one of the key sectors of the EU economy, especially in such countries as Germany, the Czech Republic, Belgium, etc. It accounts for 7% of EU GDP; 14.6 million people are directly or indirectly related to the automotive industry (6.7% of those employed in the EU); 440.4 billion euros are taxes from the automotive industry; 74 billion euros is the EU foreign trade balance in passenger cars. In addition, the automotive industry is the most knowledge-intensive, with 60.9 billion euros of investment in R&D annually, accounting for 29% of all investment in the EU. The state of the automotive industry also affects a number of related fields, from metallurgy to electronics, as well as transport. For a long time, the automotive industry has been the engine of growth. However, the year 2020 and the pandemic have had a significant effect on demand and, consequently, on production, which has fallen globally to the level of the years 2010 and 2011.

The European Union, a traditional automotive manufacturer, is still among the most important regions of the automotive industry in the world. European companies retain a competitive advantage in the global market, led by brands such as Volkswagen, BMW, Mercedes-Benz, Fiat, Peugeot Citroen and others, despite the emergence of new manufacturers, including in China. The automotive industry plays a special role in the socio-economic, scientific and technical development of the EU, it is characterized by an exceptional concentration of capital and is generally an integral part of the European Union economy: this industry generates 7% of GDP, not including related fields.

However, the European automotive industry faces many challenges. One of them is the decarbonization agenda: On 11 December 2019, the European Commission unveiled the European Green Deal, which includes a plan to reduce the carbon footprint of the EU and achieve carbon neutrality by 2050. If decarbonization issues are nothing new to the automotive field, the pandemic was a black swan for the industry and posed a unique challenge.

COVID restrictions hurt demand and lead to a decrease in car sales. Disruptions in commodity supply chains exacerbate the shortage of semiconductors needed for electronics in modern cars. According to automotive industry expert Professor Ferdinand Dudenhöffer from the University of Duisburg-Essen, the virus is the biggest threat to the global automotive industry in the past few decades.

Reduced demand for cars in the EU

The specific feature of the coronavirus crisis as applied to the automotive industry was its simultaneous impact on all economic factors. First, measures to fight the pandemic have significantly reduced the demand for new cars. World sales of passenger cars decreased by 15.3% – from 74.9 million to 63.4 million cars. In Europe, the decline was even worse and amounted to 20.6%. At the same time, the European Union market fell even deeper - by 23.7%, and the record sales decline occurred in the UK – by 29.4%, which can be attributed to the consequences of leaving the EU. In the countries of the European Free Trade Association (EFTA), the decline was 16.7%. Demand for passenger cars also decreased in China – by 6.8%.

Reduction in the car supply

Second, the coronavirus crisis has had an impact on supply. The reduction in car production was the result of decreased demand, as well as logistical disruptions and production restrictions to prevent the coronavirus. The supply has also declined, having experienced the complex influence of a number of factors.

After stoppages in spring and a slow restart in the third quarter, industrial production increased at the end of 2020 due to demand stimulus and the need for companies to recover and restock due to likely disruptions in supply chains. However, according to the European Automobile Manufacturers Association (ACEA), production of passenger cars in the EU in 2020 decreased by 23.3%, to 10.8 million cars, and in the whole Europe — by 22.3%. Ukraine (-33%) and Great Britain (-29.7%) showed the record decline.

Against this backdrop, China’s 6.4% fall in car production in 2020 was a success and a consequence of more rapid control of coronavirus outbreaks in the country. As a result, China remained the world leader in the production of passenger cars in quantitative terms.

According to IHS Markit, in 2022, passenger car production in Europe is expected to grow to 18.6 million (+161%), which will return production to pre-crisis levels. At the same time, some manufacturers claim that they have excess capacity, for example, the newly created company Stellantis. Thus, the recovery will be accompanied by some restructuring of the industry, due to continued disruptions in chip delivery, volatility in the raw material markets for the industry, primarily steel markets, and the introduction of electric and hybrid cars into the production lineup. In addition, increased demand in China and manufacturers’ desire to optimize production may change the location of European manufacturers’ facilities (nearshoring and onshoring).

State of trade in physical terms and share of rail freight

Trade in automotive products is one of the most important areas of EU-China trade, as well as one of the foundations of the cargo base of the Eurasian transit rail route. Therefore, the state of trade, the balance of freight traffic is in the field of special attention of both shippers and transport and logistics companies.

In physical terms, trade in goods of group 87 (vehicles) according to the Foreign Economic Activity Commodity Nomenclature (FEACN) is important for both the EU and China, especially in the context of freight traffic along the Eurasian rail route. Statistics show that EU exports in this commodity group surpass imports from China. However, imports have steadily increased over the past five years, stopping at 104 thousand tons in 2020. At the same time, exports from the EU to China amounted to 176 thousand tons.

Moreover, the share of rail freight in the composition of transportation means used to carry goods of commodity group 87 showed a positive dynamics. Whereas in 2015 the share of these goods in EU imports by rail was 0.77% in physical terms, today it has already exceeded 6%, and for exports the figure is now at 11%.

On the one hand, such dynamics is a reflection of the fundamental role of commodity group 87 in the utilization of the Eurasian railway route: precisely the automotive industry is one of the main clients of trans-Eurasian transit container rail services. On the other hand, the achievement of impressive rates of modal shift raises the question concerning the possibilities of further «pulling» of cargoes to the railroad.

To continue the modal shift, it will be important to capitalize on the environmental advantages of rail transportation, i.e. the willingness of automotive manufacturers to decarbonize their logistics chains. In addition, one should take into account the factor of China’s movement in the hierarchy of value chains: from the role of the «world conveyor» to becoming a center of independent automotive production with its own scientific and production base, despite the remaining advantages of the European automotive industry and the predominance of EU exports to China over imports.

Analytics on topic
Article
05.27.2020
298 automobile factories operating across Europe, new data shows
298 automobile assembly and engine production plants operate in Europe today, according to freshly-updated data from the European Automobile Manufacturers’ Association (ACEA). Cars, vans, trucks, buses and engines are manufactured at these factories, 196 of which are situated within the European Union (EU27).
Source: European Automobile Manufacturers Association
Article
04.28.2022
Ukraine-Russia Conflict Impact on China-Europe Rail Transportation. What Do Operators Say?
How will the Ukraine-Russia conflict affect railway transportation between China and Europe?

Европейская автомобильная промышленность: текущее состояние, риски и перспективы модального сдвига

31.01.2022

Каким образом пандемия повлияла на европейское автомобилестроение и что ждет отрасль в 2022 году?

Коронакризис и его влияние на автопроизводителей ЕС

Автомобильная промышленность является одной из ключевых отраслей экономики ЕС, в особенности в таких странах, как Германия, Чехия, Бельгия и др. Она составляет 7% ВВП Евросоюза; 14,6 млн человек прямо или косвенно связаны с автопроизводством (6,7% от числа занятых в ЕС); 440,4 млрд евро составляют налоговые сборы от автопрома; 74 млрд евро — внешнеторговое сальдо ЕС в торговле легковы- ми пассажирскими автомобилями. Кроме того, автоиндустрия является самой наукоемкой, сосредоточив в себе 60,9 млрд евро вложений в НИОКР ежегодно, что составляет 29% от всех инвестиций в ЕС.Также состояние автомобильной промышленности оказывает влияние на целый ряд смежных отраслей — от металлургии до электроники, а также на транспорт. Долгое время автомобильная промышленность была локомотивом роста. Однако 2020 год и пандемия оказали значительный эффект на спрос и, вследствие этого, на производство, которое в мировом масштабе опустилось на уровень 2010 — 2011 гг.

Европейский союз, являющийся традиционным производителем автомобилей, по-прежнему входит в число важнейших регионов автомобильной промышленности в мире. Европейские компании сохраняют конкурентные преимущества на мировом рынке во главе с такими брендами, как Volkswagen, BMW, Mercedes-Benz, Fiat, Peugeot Citroen и др., несмотря на появление новых производителей, в том числе в Китае. Автомобильная промышленность играет особую роль в социально-экономическом и научно-техническом развитии ЕС, отличается исключительной концентрацией капитала и в целом является неотъемлемой частью экономики Европейского союза: в этой отрасли создается 7% ВВП без учета смежных отраслей.

Однако автомобильная промышленность Европы сталкивается со многими вызовами. Один из них — повестка декарбонизации: 11 декабря 2019 года Европейская комиссия представила Европейский зеленый курс (Green Deal), частью которого является уменьшение углеродного следа ЕС и достижение углеродной нейтральности к 2050 г. Если вопросы декарбонизации не являются чем-то новым для отрасли, то пандемия стала «черным лебедем» для индустрии и поставила перед ней уникальный вызов.

Антиковидные ограничения наносят ущерб спросу и ведут к уменьшению продаж автомобилей. Сбои в цепочках поставок товаров обостряют дефицит полупроводников, необходимых для электроники в современных автомобилях. Согласно мнению эксперта автомобильной отрасли профессора Фердинанда Дуденхёффера из университета Дуйсбург-Эссен, вирус является самой большой угрозой для мировой автомобильной промышленности за последние несколько десятилетий.

Сокращение спроса на автомобили в ЕС

Особенностью коронакризиса применительно к автопрому было его влияние на все экономические факторы сразу. Во-первых, меры по борьбе с пандемией существенно сократили спрос на новые автомобили. Мировые продажи легковых автомобилей снизились на 15,3% — с 74,9 млн до 63,4 млн единиц. На европейском континенте падение оказалось еще более резким и составило 20,6%. При этом в Европейском союзе рынок просел еще глубже — на 23,7%, а рекордный обвал продаж имел место в Великобритании — на 29,4%, что можно связать с последствиями выхода из ЕС. В странах Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) спад составил 16,7%. Спрос на пассажирские автомобили уменьшился и в Китае — на 6,8%.

Сокращение предложения автомобилей

Кроме того, коронакризис оказал воздействие на предложение. Сокращение производства автомобилей стало следствием уменьшения спроса, а также ло- гистических сбоев и производственных ограничений в целях профилактики коронавируса. Испытав комплексное влияние ряда факторов, предложение также сократилось.

После остановок весной и медленного перезапуска в третьем квартале пром- производство увеличилось в конце 2020 года благодаря стимулированию спроса и необходимости восстановления и пополнения запасов компаний ввиду вероятных сбоев в цепочках поставок. Тем не менее, по данным Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), производство легковых автомобилей в ЕС в 2020 году сократилось на 23,3% до 10,8 млн единиц, а в Европе в целом — на 22,3%. Лидерами падения стали Украина (-33%) и Великобритания (-29,7%).

На этом фоне падение производства автомобилей в Китае на 6,4% в 2020 году стало успехом и следствием более оперативного купирования очагов коронавируса в стране. Как итог, Китай остался мировым лидером в производстве пассажирских автомобилей в количественном выражении.

По прогнозу IHS Markit, в 2022 году ожидается рост производства легковых автомобилей в Европе до 18,6 млн (+161%), что вернет производство на докризисный уровень. При этом некоторые производители заявляют о наличии избыточных мощностей, например новосозданная компания Stellantis. Таким образом, восстановление будет сопровождаться определенной перестройкой отрасли, что связано с сохранением сбоев в доставке чипов, волатильности на рынках сырьевых товаров для отрасли, прежде всего стали, и внедрением электро- и гибридных автомобилей в производственную линейку. Помимо этого, увеличение спроса в Китае и стремление производителей к оптимизации могут изменить расположение производственных мощностей европейских производителей (nearshoring и onshoring).

Состояние торговли в физическом выражении и доля ж/д грузоперевозок

Торговля продукцией автопрома является одним из важнейших направлений торговли ЕС и Китая, а также одной из основ грузовой базы евразийского транзитного железнодорожного маршрута. Поэтому состояние торговли, состояние баланса грузопотоков находится в поле особого внимания как грузоотправителей, так и транспортно-логистических компаний.

В физическом выражении торговля товарами группы 87 ТН ВЭД (транспортные средства) является важной как для ЕС, так и для Китая, особенно в контексте грузопотока, идущего по евразийскому ж/д маршруту. Как показывает статистика, экспорт ЕС в данной товарной группе превосходит импорт из Китая. Однако импорт неуклонно возрастал последние пять лет, остановившись на отметке 104 тыс. тонн в 2020 году. В то же время экспорт в ЕС в Китай соста- вил 176 тыс. тонн.

Также положительную динамику показывала доля железнодорожных грузоперевозок в композиции видов транспорта, которыми перевозятся товары 87-й товарной группы. Если в 2015 году доля ж/д в импорте ЕС этих товаров составляла 0,77% в физическом выражении, то сегодня она уже превысила 6%, а для экспорта этот показатель уже находится на отметке в 11%.

С одной стороны, такая динамика является отражением основополагающей роли 87-й товарной группы в загрузке евразийского ж/д маршрута: именно автопромышленность является одним из главных клиентов трансъевразий- ских транзитных контейнерных ж/д сервисов. С другой стороны, достижение впечатляющих темпов модального сдвига ставит вопрос о возможностях дальнейшего «перетягивания» грузов на железную дорогу.

Для продолжения модального сдвига важным будет являться использование экологических преимуществ ж/д транспорта, то есть желания автопроизводителей декарбонизировать свои логистические цепочки. Кроме того, следует учитывать фактор перемещения КНР в иерархии цепочек добавленной стоимости: от роли «мирового конвейера» до становления в качестве центра самостоятельных автопроизводств со своей научной и производственной базой, несмотря на сохраняющиеся преимущества европейского автопрома и превалирование экспорта ЕС в Китай над импортом.

Аналитика на тему
Обзор
09.06.2022
Обзор
09.06.2022
Автомобильные грузоперевозки из ЕС в Китай: текущее состояние и перспективы

Какими конкурентными преимуществами и особенностями обладают автомобильные перевозки и смогут ли они составить достойную альтернативу железнодорожному транспорту?

Статья
14.04.2022
Логистика из Китая в Европу: транспортные маршруты, продолжительность и стоимость
Хотя вопрос о том, является ли Китай по-прежнему «фабрикой мира», остается спорным, эта страна все же производит огромное количество товаров, и поэтому перевозки между Китаем и Европой пользуются большим спросом.