Value Chains Transformation and Transport Reconnection in Eurasia: Geo-Economic and Geopolitical Implications
08.26.2020

Geographically and historically, transport and trade have united Eurasia as much as geopolitical conflicts and imperial rivalries have kept it fragmented. Since the 2000s and even more so with the launch of the Belt and Road Initiative (BRI) and the Eurasian integration (EAEU) in progress, opportunities for a major diversification and modernization of the economies of continental Eurasia via transport and trade integration, at both a regional and global level, have risen dramatically and have in fact never been greater.

The key to successful and sustainable integration of the transport space of continental Eurasia is less the ongoing expansion of transcontinental transit and more the participation in intra-regional and transregional cross-border value chains. This is particularly true for the common economic and transport space of the EAEU, which represents the most advanced attempt to create a normative and regulatory unified framework for cross-border trade and transport across continental Eurasia since the collapse of the Soviet Union.

The economic complementarities between continental Eurasia on one side and the two manufacturing blocks at the edges of the supercontinent, Europe and Asia, clearly represent the greatest asset for larger participation in global value chains via greater transport integration and logistic interoperability. This is even more true as the transformation in the geographic locations of economic activities and production networks, which has occurred within Europe (EU Enlargement) and China (Central and Western Development Strategy) throughout the past 15 years, has shortened the distance between Asian and European/German production networks and brought producers and consumers closer together across the continent.

This unprecedented transformation has given continental Eurasia, for the first time since the collapse of the Soviet Union, the chance to integrate into advanced value chains: since 2008, and particularly since the launch of the BRI in 2013, there has been increasing demand for transcontinental East—West rail services across three main routes, two of which cross the entire territory of the EAEU. This has, for its part, certainly offered a grand incentive for establishing the Eurasian custom union — and later the EAEU — and for harmonizing tariffs across the Eurasian transport space.

These efforts have led to the creation of a more coordinated and functioning cross-border transport system, first and foremost among members of the EAEU (i. e., tariff harmonization, container-market liberalization, traction interoperability, joint rolling stock use, and coordination of integrated logistics services). However, the development of transit corridors across this space presents limits, both in terms of few positive spillover effects on the development of intra-regional domestic value and supply chains and in a lack of further integration into Europe’s value chains — to date the biggest source of FDI and largest trade partner of continental Eurasia.

Author
Jacopo Maria Pepe
Release date
01.15.2020
Analytics on topic
Report
05.27.2020
Report
05.27.2020
Short-term Outlook for EU Agricultural Markets in 2020
This short-term outlook edition coincides with the unfolding of the Covid-19 crisis, making the exercise exceptionally challenging. Market forecasts are based on market intelligence available at the beginning of April 2020 and reflect the Covid-19 impact to the extent possible, with all the caveats and limitations in view of the rapidly evolving situation. In addition, for the first time market outlooks are presented for EU-27, and assume a frictionless trade between the EU and the UK in 2020.
Article
02.24.2020
Investing in supply chain visibility can save billions in pharmaceutical logistics
As technology pours into the logistics industry and illuminates supply chain blind spots, opportunities for efficiency and profit abound.

Трансформация цепочек добавленной стоимости и транспортная связанность в Евразии: геоэкономические и геополитические последствия

26.08.2020

Географически и исторически транспорт и торговля объединяли Евразию настолько же, насколько геополитические конфликты и великодержавное соперничество удерживали её во фрагментированном состоянии. Начиная с 2000-х годов, особенно с запуском инициативы «Один пояс, один путь» и развитием евразийской интеграции (ЕАЭС), как на глобальном, так и на региональном уровне открываются огромные, как никогда прежде, возможности для основательной диверсификации и модернизации экономик континентальной Евразии путём транспортной и торговой интеграции.

Ключом к успешной и устойчивой интеграции транспортного пространства континентальной Евразии является не столько продолжающееся расширение трансконтинентального транзита, сколько участие во внутрирегиональных и трансрегиональных цепочках добавленной стоимости. Это особенно верно в отношении общего экономического и транспортного пространства ЕАЭС, которое представляет собой наиболее успешную после распада Советского Союза попытку создать единую нормативную и регуляторную структуру для трансграничной торговли и перевозок через континентальную Евразию.

Экономическая взаимодополняемость между континентальной Евразией, с одной стороны, и двумя производственными блоками на окраинах суперконтинента — Европой и Азией, с другой стороны, представляет собой крупнейший актив для более широкого участия в глобальных цепочках добавленной стоимости за счёт большей транспортной интеграции и логистической совместимости. Это ещё более важно с точки зрения географической трансформации центров экономической активности и производственных сетей, что имеет место как внутри ЕС (расширение на восток), так и в Китае (программа развития центральных и западных регионов). Эта трансформация за последние 15 лет сократила дистанцию между азиатскими и европейскими (германскими) производственными сетями и сблизила производителей и потребителей по обе стороны континента.

Эти беспрецедентные изменения обеспечили континентальной Евразии, впервые после распада Советского Союза, возможность интегрироваться в развитые цепочки добавленной стоимости. С 2008 года, и особенно с момента запуска инициативы «Один пояс, один путь» в 2013 году, растёт спрос на трансконтинентальные железнодорожные перевозки в направлении восток — запад по трём основным маршрутам, два из которых проходят через всю территорию ЕАЭС. Это, в свою очередь, послужило серьёзным стимулом для создания евразийского таможенного союза, а затем и ЕАЭС, а также для гармонизации тарифов на евразийском транспортном пространстве.

В результате была создана более скоординированная трансграничная транспортная система, охватывающая прежде всего страны — члены ЕАЭС и характеризующаяся гармонизацией тарифов, либерализацией контейнерного рынка, функциональной совместимостью и совместным использованием подвижного состава, интегрированными логистическими услугами. Однако развитие транзитных коридоров через евразийское пространство имеет ограничения, поскольку положительный «эффект перелива» для развития внутрирегиональных цепочек добавленной стоимости и цепочек поставок остаётся небольшим, а дальнейшей их интеграции в европейские не происходит. Между тем, на сегодняшний день именно Европа является крупнейшим источником прямых иностранных инвестиций и крупнейшим торговым партнёром континентальной Евразии.

Аналитика на тему
Обзор
30.03.2020
Обзор
30.03.2020
Грузовое транспортное сообщение между Китаем и Европой в условиях распространения коронавируса: риски и последствия
Эпидемия коронавируса (COVID-19) уже привела к большому числу человеческих жертв и экономическим убыткам в странах по всему миру, в том числе и для участников логистического рынка. Карантинные меры ограничивают пропускную способность транспортной инфраструктуры, в связи с чем для участников логистического рынка возникают дополнительные риски, которые необходимо учитывать при управлении цепочками поставок.
Обзор
30.09.2021
Обзор
30.09.2021
Контейнерные железнодорожные перевозки на евразийском пространстве в первом полугодии 2021 года
В первом полугодии 2021 года по евразийскому железнодорожному транзитному маршруту в направлении Китай — Европа — Китай было перевезено 336 598 ДФЭ, что на 50% больше показателей первого полугодия 2020 года.