Transport and environment report 2020: Train or plane?
08.03.2021
Traveling by plane, train or automobile: the most environmentally sound choice may not always be clear. The report assesses the value of travel by train and plane. Rail travel is the best and most sensible mode of travel, apart from walking or cycling.

In a year during which millions in Europe have been confined to their homes and travel activity has dropped dramatically, the question of whether one should take the train or the plane might not seem pertinent. However, before passenger numbers started dwindling in the wake of the pandemic, demand for passenger transport was on a steady upwards trajectory with by far the strongest growth seen in air travel. This long-standing trend is set against the backdrop of the climate crisis and persistent problems with air pollution and environmental noise in Europe. All modes of motorised transport contribute to these problems but to different degrees.

The report’s topic is also linked to the question of how to achieve a green and resilient economic recovery. The current situation is an opportunity to reflect and to innovate. For these reasons, ’train or plane?’ remains a timely and important question.


The European Green Deal includes the objective of reducing the greenhouse gas (GHG) emissions from transport by 90 % by 2050 compared with 1990. Facilitating a shift towards the most sustainable transport modes can make an important contribution to reaching this objective. For passenger transport, a shift from air to rail travel potentially plays a key role.


  • Despite the rapid growth of high-speed rail in the last few decades, passenger rail transport is still mainly seen by users as a viable choice for domestic travel.
  • There is not yet a real European high-speed rail network because of a lack of connections between the national lines.
  • Air travel in the EU-28 grew considerably between 2000 and 2018. A substantial share of air travel and flights is national or intra-EU, market segments for which rail can be an alternative.
  • While high-speed rail has an impact on the number of seats offered, there is mixed evidence for how this affects the number of flights, which is most relevant from an environmental point of view.
  • Evidence shows that 4 years after the introduction of high-speed rail 10-20 % of demand is new, induced, demand, with variations across routes. The other high-speed rail travellers switch from a different mode. The main modal shift is from conventional rail, but for particular routes the shift from air travel is considerable.

The full version of the article is available here.

Analytics on topic
Report
05.11.2021
Report
05.11.2021
Potential for Expanding the Eurasian Corridor with Agricultural & Food Products
In 2020, the Eurasian railway transit route showed record growth rates in terms of traffic volumes.
Interview
07.30.2020
Interview
07.30.2020
Comments on the updated Eurasian Rail Alliance Index Portal by Liliana Krutonog, General Director, East, CD Cargo (Czech Railways)
Liliana Krutonog, General Director, East, CD Cargo (Czech Railways), talks about the capabilities of index 1520, digitization of transport systems and the influence of the COVID-19 pandemic on the logistics market.

Транспорт и окружающая среда 2020: поезд или самолет?

03.08.2021

Самолет, поезд или автомобиль? Наиболее экологичный выбор не всегда очевиден. В отчете рассматривается ценность поездок на поезде и самолете. Железная дорога — наилучший и наиболее рациональный способ передвижения, если не брать в расчет ходьбу и езду на велосипеде.

В период, когда миллионы людей в Европе были прикованы к своим домам, а количество поездок катастрофически упало, вопрос выбора между поездом или самолетом может показаться неактуальным. Однако до того, как пассажиропоток стал сокращаться в результате пандемии, спрос на пассажирские перевозки неуклонно рос, причем самый сильный рост наблюдался в сфере авиаперевозок. Эта давняя тенденция прослеживается даже на фоне повестки декарбонизации и сохраняющихся проблем с загрязнением воздуха и шумовым загрязнением в Европе. Свой вклад в эти проблемы вносят все виды моторизованного транспорта, но в разной степени.

В докладе также поднимается вопрос о том, как добиться «зеленого» и устойчивого экономического восстановления. Нынешняя ситуация — это возможность для размышлений и инноваций. Поэтому дилемма «поезд или самолет» остается своевременной и важной.


«Европейская зеленая сделка» включает в себя цель по сокращению выбросов парниковых газов от транспорта на 90% к 2050 году по сравнению с 1990 годом. Содействие переходу к наиболее экологически устойчивым видам транспорта может внести важный вклад в достижение этой цели. В случае с пассажирскими перевозками переход от самолетов к поездам может сыграть ключевую роль.


  • Несмотря на быстрый рост высокоскоростных железнодорожных перевозок в последние несколько десятилетий, пассажирский железнодорожный транспорт по-прежнему рассматривается пользователями в основном как приемлемый выбор для поездок внутри страны.
  • Полноценной европейской сети высокоскоростных железных дорог пока не существует из-за отсутствия соединений между национальными линиями.
  • Количество авиаперелетов в ЕС заметно выросло в период с 2000 по 2018 годы. При этом значительная доля авиаперевозок приходится на национальные или внутриевропейские сегменты рынка, для которых железные дороги могут быть альтернативой.
  • Хотя высокоскоростные железнодорожные перевозки влияют на количество мест, предлагаемых авиатранспортом, существуют противоречивые данные о том, как они влияют на количество рейсов, что наиболее актуально с экологической точки зрения.
  • Данные показывают, что, спустя четыре года после внедрения высокоскоростных железных дорог, только 10-20% спроса — это новый, индуцированный спрос с вариациями на разных маршрутах. Остальные пассажиры «пересаживаются» на скоростные поезда с других видов транспорта. В основном переход идет с обычных железнодорожных перевозок, но для некоторых маршрутов модальный сдвиг от воздушного транспорта также является значительным.

Полная версия обзора доступна здесь.

Аналитика на тему
Статья
14.01.2022
Транспортная стратегия – 2035: избыточно амбициозна или довольно консервативна?

Что представляет собой транспортная стратегия — новые целевые ориентиры или очередную декларацию? От каких факторов будет зависеть достижение целевых показателей транспортной стратегии? И насколько ее цели отвечают современным требованиям транспортной отрасли? Эксперты, участники рынка и чиновники высказывают неоднозначную позицию.

Источник: Информационное агентство «РЖД Партнер»
Обзор
11.05.2021
Обзор
11.05.2021
Потенциал расширения товарной номенклатуры евразийского коридора товарами агропромышленного комплекса
Евразийский железнодорожный транзитный маршрут показал рекордные темпы прироста объемов в 2020 году.