Promotion of export rail transportation in China: results and prospects

08.17.2022

Continental routes for the delivery of goods from China to Europe and back over the past decade have come a long way, from test train shipments to the creation of stable, full-fledged railway container transportation routes. 

By the end of 2021, the Eurasian transit railway route through Kazakhstan, Russia and Belarus alone accounted for about 5.5% of the annual trade turnover between China and Europe in value terms. One of the key drivers of the upsurge in Eurasian railroad freight traffic at the initial stage of development was subsidies to Chinese producers for exporting and importing goods through rail container traffic. Such incentives were most developed in 2018, when the subsidy for one container (FEU) could reach up to 5 thousand dollars, accounting for 50% of the cost of delivery. The use of subsidies fr om local authorities in China made it possible to accelerate the development of trans-Eurasian railway transportation — to fine-tune cooperation mechanisms, build transport and logistics links and scale them up in order to create a competitive alternative to the sea delivery method.

First of all, it is necessary to understand the political significance that was attached to the stimulation of continental methods of delivery of goods. The development of the transport component is a necessary condition for the implementation of the Silk Road Economic Belt initiative. From this point of view, the promotion of railway transportation has two goals: the socio-economic development of the regions of Western China and the organization of alternative ways of delivering goods while building relations with countries along the way. Thanks to the existence of a unified conceptual framework, the efforts of regional authorities in recent years have been primarily aimed at supporting rail container transport, which was encouraged and supported by local and central authorities.

The development of transit rail transportation as an alternative to sea freight is forcing China to gradually move away from this practice, but it is unlikely that the reversal will be abrupt, given also the sustainability of the Chinese decision-making culture. The indicated reduction in the subsidy from 50% in 2018 to 10% in 2022 reflects this logic, as does the postponement of the decision to cancel the subsidy in 2022 due to anti-COVID measures. Reducing or eliminating subsidies, which are now estimated to be in the order of $1,000 per FEU, will make some difference, but their scale is unlikely to reverse the established development trajectory.

Forecast of the share of subsidies in the cost of rail freight in Сhina 

2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
Maximum allowable share of subsidies in the cost of rail freight 50% 40% 30% 20% 10% 10% 0
“Economically justified” cost of railway transportation, on average per 1 FEU 10 000 10 000 10 000 10 000 >10 000 >10 000 >10 000
Subsidy amount, on average per 1 FEU 5 000 4 000 3 000 2 000 1 000 1 000 0
Actual tariff, on average for 1 FEU 5 000 6 000 7 000 8 000 >9 000 >9 000 >10 000

Source: compiled by the authors

In the first half of 2022, the volume of trans-Eurasian cargo transportation decreased by 8.7% from 336.6 to 307.2 thousand TEUs. Political turbulence and sanctions affected supply chains in both directions, but more so from Europe to China, wh ere the reduction was 15%, while from China to Europe only 5%. Against this background, the average train load also decreased, from 115 TEU in the first half of 2021 to 110 TEU in the same period of 2022.

To date, the main problem of continental delivery methods is not an increase in the supply of transportation, but infrastructure limitations. In 2022, the capacity of the container terminal at the Dostyk border crossing in Kazakhstan was expanded. Opportunities for further infrastructure expansion are being explored.

In addition to infrastructure development, the most important area is the balancing of cargo flows due to the dominance of shipments in the western direction — from China to Europe. The share of loaded containers in both western (westbound) and eastern (eastbound) directions showed an increase in the period 2016–2021. In the first half of 2022, there is a slight decrease in the load rate in the east direction — from Europe to China. Given the disproportions in China’s trade with the EU, the issue of empty containers remains relevant.

Subsidizing seems to be a rather flexible tool for solving problematic issues of development of continental railway routes. Appropriate subsidies allow to accelerate the return of empty containers to China, the shortage of which in China led, among other things, to a sharp increase in the cost of shipping cargo in 2020. In addition, subsidies can be targeted for the development of certain export/import segments or routes.

Finally, the policy of the Chinese authorities in the field of subsidies, the gradual abandonment of the most large-scale forms of subsidies is influenced by the non-market nature of such a mechanism. According to the rules of the World Trade Organization, such subsidies are distortions in trade, in connection with which the desire of the Chinese authorities to move to more nuanced forms of support for an already quite successful project is obvious.

Analytics on topic
Article
12.15.2022
EBRD researches sustainable transport connections between Central Asia and Europe

As trade volumes, particularly container traffic, between Asia and Europe continue to grow and as geopolitical events disrupt existing trade corridors, major trading and logistics companies are exploring ways to diversify and optimise transport routes and make them more sustainable.

Interview
12.10.2019
Interview
12.10.2019
Message from Alexey Grom, CEO of UTLC ERA regarding the launch of renewed and updated ERAI web-portal.

The Eurasian Rail Alliance Index (ERAI) was introduced for the first time exactly a year ago, at PRO//Dvizhenie.1520 Transport Logistics Forum in Sochi. It is a unique instrument that allows any market player to decide on the delivery mode by assessing the cost of transportation via the longest leg of the Trans-Eurasian Route.

Стимулирование экспортных железнодорожных перевозок в Китае: результаты и перспективы

17.08.2022

Континентальные пути доставки грузов из Китая в Европу и обратно за последнее десятилетие прошли долгий путь от тестовых отправок поездов до создания полноценных стабильных ж/д маршрутов перевозки контейнеров. 

На конец 2021 года только на евразийский транзитный ж/д маршрут через Казахстан, Россию и Белоруссию пришлось порядка 5,5% годового товарооборота между Китаем и Европой в стоимостном выражении. Одним из ключевых драйверов подъема евразийских ж/д грузоперевозок на начальном этапе развития были субсидии китайским производителям при экспорте и импорте товаров посредством железнодорожных контейнерных перевозок. Наибольшее развитие подобное стимулирование получило в 2018 году, когда субсидия на один контейнер (СФЭ) могла доходить до 5 тыс. долл., составляя 50% стоимости доставки. Применение субсидий со стороны местных властей в Китае позволяло ускорить становление ж/д трансъевразийских перевозок — отладить механизмы сотрудничества, выстроить транспортно-логистические связи и масштабировать их, с тем чтобы создать конкурентную альтернативу морскому способу доставки.

Необходимо понимать прежде всего политическое значение, которое придавалось стимулированию континентальных способов доставки грузов. Развитие транспортной составляющей — необходимое условие реализации инициативы «Экономический пояс Шелкового пути». С этой точки зрения стимулирование ж/д перевозок преследует две цели: социально-экономическое развитие регионов Западного Китая и организация альтернативных способов поставки товаров при сопутствующем налаживании отношений со странами вдоль пути. Благодаря наличию единой концептуальной рамки усилия региональных властей в последние годы были в первую очередь направлены на поддержку железнодорожных контейнерных перевозок, которые поощрялись и получали поддержку от местных и центральных властей.

Развитие транзитных ж/д перевозок, их становление в качестве альтернативы морскому фрахту заставляет Китай постепенно отходить от этой практики, однако маловероятно, что разворот будет резким, учитывая также поступательность китайской культуры принятия решений. Обозначенное сокращение субсидии с 50% в 2018 году до 10% в 2022 году отражает эту логику, равно как и перенос решения об отмене субсидии в 2022 году вследствие антиковидных мер. Уменьшение размера субсидий, которые составляют сейчас, по некоторым оценкам, порядка 1000 долл. за СФЭ, или же их отмена повлекут определенные изменения, однако маловероятно, что их масштаб обратит вспять движение по устоявшейся колее развития.

Товары, экспортируемые из ЕС в Китай, по физическому объему перевозок автомобильным транспортом в 2021 году

2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
Максимально допустимая доля субсидий в стоимости ж/д грузоперевозки 50% 40% 30% 20% 10% 10% 0
«Экономически обоснованная» стоимость ж/д грузоперевозки, в среднем за 1 СФЭ 10 000 10 000 10 000 10 000 >10 000 >10 000 >10 000
Сумма субсидии, в среднем за 1 СФЭ 5 000 4 000 3 000 2 000 1 000 1 000 0
Фактический тариф, в среднем 5 000 6 000 7 000 8 000 >9 000 >9 000 >10 000

Источник: составлено авторами

За первое полугодие 2022 года объем трансъевразийских грузоперевозок снизился на 8,7% с 336,6 до 307,2 тыс. ДФЭ. Политическая турбулентность и санкции затронули цепочки поставок в обоих направлениях, но в большей степени из Европы в Китай, где сокращение составило 15%, тогда как из Ки- тая в Европу — только 5%. На этом фоне показатели средней загрузки поезда также сократились: с уровня 115 ДФЭ в первом полугодии 2021 года до 110 ДФЭ в аналогичном периоде 2022 года.

На сегодняшний день основной проблемой континентальных способов до- ставки является не увеличение предложения к перевозке, а ограничения инфраструктуры. В 2022 году было осуществлено расширения пропускной способности контейнерного терминала на погранпереходе Достык в Казахстане. Изучаются возможности дальнейшего наращивания инфраструктуры.

Помимо инфраструктурного развития важнейшим направлением является балансировка грузопотоков в силу доминирования отправок в западном на- правлении — из Китая в Европу. Доля груженых контейнеров как в западном (westbound), так и в восточном направлении (eastbound) показывала рост в период 2016–2021 гг. В первую половину 2022 года наблюдается незначитель- ное снижение показателя загрузки в восточном направлении — из Европы в Китай. Учитывая диспропорции в торговле Китая с ЕС, вопрос порожних контейнеров сохраняет свою актуальность.

Субсидирование представляется достаточно гибким инструментом для решения проблемных вопросов развития континентальных ж/д маршрутов. Соответствующие субсидии позволяют ускорить возвращение порожних контейнеров в Китай, дефицит которых в Китае привел, в том числе, к резкому росту стоимости доставки грузов в 2020 году. Кроме того, субсидии могут применяться таргетированно, для развития отдельных сегментов экспорта/импорта или маршрутов.

Наконец, на политику китайских властей в области субсидирования, на постепенный отказ от наиболее масштабных форм субсидирования влияет нерыночный характер такого механизма. Согласно правилам Всемирной торговой организации, подобные субсидии являются искажениями в торговле, в связи с чем очевидно желание властей Китая перейти к более нюансированным формам поддержки и без того достаточно состоявшегося проекта.

Аналитика на тему
Интервью
10.12.2019
Интервью
10.12.2019
Комментарий к запуску обновленного портала Eurasian Rail Alliance Index генерального директора АО “ОТЛК ЕРА” Алексея Грома
Ровно год назад, на Международном транспортно-логистическом форуме «PRO//Движение.1520» в городе Сочи, был представлен Eurasian Rail Alliance Index (ERAI) —уникальный инструмент, позволяющий любому игроку рынка решить задачу по выбору способа доставки путем оценки стоимости перевозки на самом длинном плече трансъевразийского маршрута.
Обзор
11.09.2019
Обзор
11.09.2019
Анализ потенциала развития рынка железнодорожных контейнерных грузоперевозок в Польше
Рынок железнодорожных контейнерных грузоперевозок Польши успешно развивается и к 2018 году стал третьим по величине рынком в Европейском союзе. Целью отчёта Европейской комиссии является разработка рекомендаций, в том числе в инвестиционной сфере, для стимулирования железнодорожных контейнерных перевозок на территории Польши. Так же в контексте развития грузового товарооборота между Китаем и Европой рассматривается ключевой маршрут – Северный евразийский коридор.