Rail container transportation in the Eurasian space in 2023

02.28.2024

The Eurasian rail container transport industry is evolving in response to a more complex landscape, shaped by heightened international political tensions. The fact that container shipping volumes has been maintained is attributable to higher traffic bound for the Eurasian Economic Union (EAEU), specifically the traffic from China to Russia and Belarus.

Growing competition from maritime shipping services was another important factor. Deep sea freight rates remained below those of rail, making maritime transportation much more appealing.

Rail transportation enjoyed an uncontested advantage over maritime shipments between late 2020 and the middle of 2022 in terms of transportation costs. Nevertheless, in the second half of 2022, maritime transportation reclaimed its lead for the most cost-effective way to ship a container. In 2023, the ERAI index, which measures the cost of transporting a container within the 1520 mm gauge railway network from border to border, remained stable at about $2,900 per FEU, with monthly fluctuations not exceeding 1.5%. At the same time, the WCI composite index was much more volatile with monthly fluctuations reaching 17%.

In 2023, freight traffic on the Eurasian railway route totaled 674 thousand TEUs, down 1.1% compared to 2022, when this indicator stood at 681 thousand TEUs. Transit traffic volumes for the China — EU — China freight segment dropped 49% from 410.6 thousand TEUs to 211.1 thousand TEUs, while the development of other transit segments within the EAEU kept overall container traffic volumes steady, mainly driven by the growing export and import flows between China and Russia/Belarus.

The total number of container trains dropped by 5% to about 7 thousand in 2023, which is attributable to the economic situation and competition from sea shipping. Transits by Chinese and European consignors account for an important share of Eurasian freight rail volume, even though it was the diversification of services which helped maintain traffic volumes at a relatively high level.

The Eurasian corridor remains dominant in China — Europe — China freight service, passing through Belarus, Kazakhstan and Russia. According to statistics at border crossings (Dostyk and Altynkol), it accounts for 96% of all container traffic. Container transits through Naushki crossing dropped 93.9% to 1.5 thousand TEU, while transit through Zabaikalsk were down 72.3% to 4.9 thousand TEU, despite a persistent effort to develop railway infrastructure on the Trans-Siberian routes. The border crossings in the Russian Far East did not receive any China-Europe-China container traffic in 2023.

In 2023, Eurasian freight rail route demonstrated its ability to respond to international and political challenges. The longstanding effort to develop Eurasian container freight transportation paid off. The coordinated rate policy across the 1520 mm gauge network helped maintain steady freight volumes, external challenges notwithstanding, which was not the case for maritime freight rates. They may offer lower rates compared to rail transportation but are more volatile and unstable.

Analytics on topic
Article
09.29.2023
An overview of the China-EU Rail Freight Market in S1 2023

China-EU rail freight volumes on the main Eurasian corridor fell by 48% in the first semester of 2023, back to the pre-pandemic level of 2019.

Source:
Article
10.29.2021
The EU’s unsustainable China strategy
Can the EU continue to balance its relationships with China and the US in the context of increased rivalry between the superpowers?

Контейнерные железнодорожные перевозки на евразийском пространстве в 2023 году

28.02.2024

Евразийские ж/д контейнерные грузоперевозки адаптируются к новой реальности в условиях международно-политического давления. Сохранение объемов перевозок было обусловлено ростом перевозочных сегментов евразийского маршрута, а именно в сообщении Китай — Россия/Беларусь.

Необходимо также учитывать фактор растущей конкуренции со стороны морских сервисов. Ставка на морской фрахт закрепилась на уровне ниже железнодорожной, что значимо повысило привлекательность морской транспортировки грузов.

C конца 2020 года и вплоть до середины 2022 года железнодорожные грузоперевозки обладали абсолютным стоимостным преимуществом перед морским транспортом. Тем не менее, во второй половине 2022 года морской транспорт вернул себе звание наиболее экономичного способа транспортировки грузов. В 2023 году индекс ERAI, отражающий стоимость провоза контейнера по пространству колеи 1520 мм от границы до границы, в течение года показывал стабильные значения, удерживаясь на уровне, близком к 2,9 тыс. долл. за СФЭ, а среднемесячная динамика в данный период составляла не более 1,5%. Вместе с тем индекс морских перевозок WCI оставался более волатильным, месячные изменения порой доходили до 17%.

В 2023 году по евразийскому железнодорожному транзитному маршруту совокупно проследовало 674 тыс. ДФЭ, что на 1,1% меньше показателя 2022 года (681 тыс. ДФЭ). При этом объемы транзитных перевозок в сообщении Китай — ЕС — Китай снизились на 49% — с 410,6 до 211,1 тыс. ДФЭ. Стабильность общего объема контейнерных перевозок была достигнута благодаря развитию других направлений перевозок в рамках ЕАЭС, прежде всего за счет увеличения объема экспортно-импортных перевозок в сообщении Китай — Россия/Беларусь.

Экономическая конъюнктура и конкуренция со стороны морского транспорта в 2023 году оказали свое влияние таким образом, что общее количество контейнерных поездов снизилось на 5% до 7 тыс. поездов. Транзитные грузы китайских и европейских грузоотправителей являются важной составляющей деятельности евразийского железнодорожного маршрута, однако сохранить достаточно высокие объемы перевозок удалось в основном благодаря диверсификации сервисов.

Евразийский маршрут через Беларусь, Казахстан и Россию продолжает занимать лидирующие позиции среди железнодорожных маршрутов в сообщении Китай — ЕС — Китай. Согласно статистике по погранпереходам, на евразийский маршрут (погранпереходы Достык, Алтынколь) приходится 96% контейнерного потока. Несмотря на поступательное развитие железнодорожной инфраструктуры транссибирских маршрутов, объем контейнерного транзита через погранпереход Наушки снизился на 93,9% до 1,5 тыс. ДФЭ, через Забайкальск — на 72,3% до 4,9 тыс. ДФЭ. Перевозки через погранпереходы Приморского края в 2023 году не осуществлялись.

В 2023 году евразийский железнодорожный маршрут продемонстрировал, как он справляется с вызовами международно-политической обстановки. Многолетние усилия по развитию евразийских железнодорожных контейнерных перевозок показали свои результаты. Несмотря на внешние вызовы, согласованная тарифная политика на железнодорожном пространстве колеи 1520 мм позволила сохранить стабильность ставок грузоперевозок, в отличие от волатильных ставок морского фрахта, которые хоть и ниже железнодорожных, но не отличаются постоянством.

Аналитика на тему
Обзор
29.11.2023
Обзор
29.11.2023
Поворот на Восток: грузопоток Китая в Россию в 2023 году и вызовы транспортной системы

Кризис глобального торгового регулирования, а также развернувшаяся в последние годы эпоха торговых войн и санкций со стороны западных стран в отношении Китая и России привели к еще более стремительному росту двусторонней торговли между государствами.

Обзор
27.12.2018
Обзор
27.12.2018
Словакия: потенциал грузовой базы, торгово-экономические связи с КНР, перспективные точки консолидации грузов, терминально-логистическая инфраструктура, ключевые игроки рынка транспортных услуг, возможные направления перевозки в КНР с использованием ж/д
Словакия имеет развитую сеть железных дорог, связывающих между собой все регионы страны. Цель исследования — осуществить оценку потенциала грузовой базы Словакии для транспортировки ж/д контейнерами в страны Азии на основе динамики физического объёма экспорта товаров Словакии в страны Азии.